Айвар ВАЛЕЕВ (a_i_v_a_r) wrote,
Айвар ВАЛЕЕВ
a_i_v_a_r

Возьму себе даже только из-за картинки

Оригинал взят у varlamov.ru в Как сделать из грязи конфетку
00

Если посмотреть на карту Нью-Йорка, в самом центре, на Манхеттене, будет отчетливо выделяться идеально ровный прямоугольник - Центральный парк. Вокруг самая дорогая недвижимость, 5 авеню с главным магазином Эппл, где каждый раз снимают огромные очереди, бутики известных модных домов. В общем, место хорошее. Как так вышло, что огромный кусок земли отдали под парк?

Перенесемся в Нью-Йорк 19 века. Манхеттен активно застраивался, в том числе высотными домами, но одна зона резко контрастировала с окружающими ее особняками богачей. Она не годилась под строительство из-за заболоченной и каменистой почвы, постоянных перепадов уровня, местами на поверхность выходили скалы. Поэтому на месте нынешнего Центрального парка жили бедняки - ирландские фермеры-свинопасы, немцы, выращивавшие овощи на продажу, негры - всего около 1600 человек. Сегодня расскажу вам, как вместо огородов в центре города появился один из самых знаменитых и посещаемых парков мира.



Так вышло, что активное развитие Нью-Йорка совпало с тем моментом, когда в Европе и Америке появился запрос на общественные парки для широкой публики, а не для ограниченного круга аристократов и их друзей. Кроме того, если в Париже хотя бы был Булонский лес, а в Лондон - Гайд-парк, то в Нью-Йорке гулять было практически негде, даже богачам. Американец Фредерик Олмстед и англичанин Калверт Вокс разработали свой проект парка, который и выиграл на конкурсе. Они хотели создать парк в стиле английской романтической пасторали, что вполне соответствовало вкусам того времени. Зеленые лужайки и "дикий сад" Рэмбл сочетались с прямыми аллеями и фонтанами с купидонами.

1870_Vaux_and_Olmstead_Map_of_Central_Park_New_York_City_-_Geographicus_-_CentralPark-knapp-1870

План Центрального парка, 1870 год

Большое пространство парка должно было создавать у гуляющего иллюзию, что он оказался на природе, но в ее "мягком", облагороженном варианте - безудержное буйство настоящей стихии Олмстед и Вокс находили пугающим. В парке люди часто занимались спортом, подвижными играми, но его устройство также оставляло простор для созерцательного времяпрепровождения, наслаждения пейзажем. В общем, это небольшая сельская идиллия по контрасту с окружающими ее особняками. Архитекторы парка были настроены демократически и надеялись, что здесь после тяжелого дня будут отдыхать рабочие фабрик и учреждений, но поначалу Центральный парк стал альтернативой светскому салону.

old-park

Половина посетителей приезжали в каретах, которые были доступны лишь 5% жителей города. Поскольку качество дорожек было намного выше, чем покрытие улиц, богачи устраивали там гонки на каретах. Они бывали в парке ежедневно. Другую половину посетителей составлял средний класс: они приходили на музыкальные концерты по субботам, посещали открывавшийся зимой каток. Сами правила Центрального парка ограничивали людей: например, там было запрещено устраивать групповые пикники, поэтому ирландские и немецкие рабочие, которые не могли позволить себе пойти после прогулки в ресторан или покупать готовую еду на месте, предпочитали отдыхать дома. Мальчикам не разрешалось играть в парке, если у них не было записки от директора школы. Постепенно правила смягчались: в 1880-х рабочие добились того, чтобы концерты проводились также и в их единственный выходной – воскресенье. Список развлечений расширялся: появились карусели, зоопарк, было разрешено кататься на велосипедах.

6-boys_playground

Игровая площадка для мальчиков, 1904 год

Наметились и другие концептуальные изменения. В начале 20 века в Америку ежегодно прибывало огромное количество иммигрантов (от нескольких сот тысяч до более миллиона). Власти Нью-Йорка планировали с помощью парков изменить лицо города и решить проблемы, порожденные возросшей иммиграцией. Эти надежды связаны с концепцией Америки как плавильного котла, попадая в который, бывшие европейцы меняются и становятся новыми американцами. У вдохновителей парковой реформы была мечта создать общественное пространство, где все - и особенно дети - могли бы собираться вместе, чтобы говорить на одном (английском, конечно) языке, общаться и «научиться понимать, что это значит – жить в Америке». В общем, обрести культурную идентичность, стать одним обществом. Архитектурной инновацией этого периода был небольшой спортивный манеж, крытый зал, аналог клуба для джентльменов. Такие манежи ставили в центре крошечных районных сквером, доступных в том числе и самым бедным жителям. Конечно, изменения коснулись и Центрального парка. Главная идея - сделать парк более функциональным, чтобы люди проводили там больше времени и общались между собой. Август Хекшер, американский предприниматель и филантроп, спонсировал строительство большой игровой площадки для детей - она существует и сейчас.

MNY215774

Катание на санках, 1924 год

Сторонники активного отдыха и реформ предлагали осушить резервуар Кротон и на его месте сделать бассейн, игровые площадки и спортивное поле. Консерваторы-аристократы, наоборот, хотели создать строгую площадь в классическом стиле и променад, соединяющий два музея. Подобные дебаты о том, как должен выглядеть публичный парк, ведутся до сих пор.

3792863415_37eeee778f_b

Вид на небоскребы Пятой авеню из парка, 1933

В 1930-1960 преобладала скорее позиция утилитаристов. Роберт Мозес, занимавшийся градостроением и благоустройством Нью-Йорка в этом время, работал в двух направлениях:
1) сделать как можно больше парков
2) оснастить их как можно большим числом спортивных и развлекательных учреждений, выжать максимум пользы

Он считал, что парки должны в первую очередь помогать государству выполнять часть его функций. Деревьям и зелени, украшениям внимание почти не уделялось.

central-park-hooverville-1932

Великая депрессия: в парке появился так называемый "Гувервилль", лагерь разорившихся из-за кризиса. 1932 год

В 1960-х вожжи погони за пользой ослабли. Подход к организации пространства стал более творческим и свободным, была популярна идея о том, что можно взять любой элемент – улицу, крышу дома, заброшенные железнодорожные пути – и облагородить его, сделать местом для отдыха, включить в городскую среду. Парки следовали за глобальными изменениями в обществе: там начали проводить рок-концерты, хэппенинги, протестные демонстрации. Центральный парк стал символом контркультуры.

Schermafbeelding 2013-11-17 om 16

Лежачая демонстрация против войны во Вьетнаме, 1969 год

item8.rendition.slideshowwidehorizontal.vintage-photos-of-central-park-nyc-2

Роберт Индиана позирует у своей скульптуры, выставленной в парке. 1971 год

В дальнейшем развитие парка шло по пути создания зон для разных видов активности. Для активного спорта - катки, спортивные площадки, велосипедные дорожки. Для созерцания - пруды, сады, оформленные в разных стилях, лужайки, фонтаны, живописные мосты. Для детей - игровые площадки, карусели, представления. В Центральный парк приходят бегать, наблюдать за дикими птицами, белками и зверями в зоопарке, справлять свадьбы, слушать концерты, смотреть кино, играть с детьми, просто лежать на траве. Летом:

central-park-view-1440-900-5279

Зимой:

skaters-at-wollman-rink--central-park--new-york-city

Центральный парк предлагает посетителям множество вариантов, как провести время, и все это в самом центре города. Не говорю уже о том, что туда водят туристов, это уже давно одна из главных достопримечательностей.

Посты по теме:
Деревья-киборги в Сингапуре


Общественные пространства


Лучшее место в Москве


Зима в парке


---------------------------------------------
Tags: город, челябинский бор, экология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments