Айвар ВАЛЕЕВ (a_i_v_a_r) wrote,
Айвар ВАЛЕЕВ
a_i_v_a_r

Горькавый про РАН

Оригинал взят у don_beaver в Письмо к депутатам Государственной Думы
Призываю всех честных депутатов Государственной Думы, которым дорога Россия как великое государство, проголосовать 3 июля против закона, направленного на разграбление и развал самой дееспособной и сильной части российской науки – Академии наук.

«Что тут обсуждать?» - говорит о разгоне РАН министр Ливанов, опираясь на поддержку премьер-министра Медведева. Обсуждать тут есть что. Академия наук – организация, которая за триста лет своего существования обеспечила СССР и России статус великой научной державы. Благодаря Академии наук, СССР сумел запустить космический спутник раньше всех, создал первый в мире лазер и токамак. Оценить научный потенциал этой организации, а тем более разработать меры по его повышению, отдельно взятые кандидат наук Медведев и доктор наук Ливанов никак не могут. Это как если бы паренек, умеющий одним пальцем набивать на рояле «чижика-пыжика», пришел бы в консерваторию и начал поучать жизни лауреатов конкурса имени Чайковского. Это непрофессионально и просто смешно. Поэтому без широкого обсуждения с научной общественностью, которая заинтересована в реформе РАН больше других, никаких решений по РАН принимать нельзя. Если есть какие-то проблемы в РАН, то надо их решать, а не использовать в качестве повода для разгона. Ведь Министерство обороны не разогнали из-за того, что сам министр проворовался?

Министр Ливанов, разрушая российскую Академию наук, кивает на западные университеты, где якобы делается основная наука. Это показывает его полное непонимание функционирования как западной науки, так и науки вобще. Преподаватель университета – это, как правило, на три четверти ставки преподаватель, и только на четверть ставки - учёный. Основная наука в любой стране делается людьми, работающими в своей области полный рабочий день. Например, США имеет сеть научных профессиональных центров, которая является полным аналогом РАН, только называется она не так. Часть этих центров формально относятся к университетам, но никакого преподавания там не ведется. Например, JPL – Лаборатория реактивного движения при Калифорнийском технологическом университете. Лаборатория с пятью тысячами сотрудников полностью и постоянно финансируется НАСА, которая отдала JPL все программы исследования Марса и планет. В США таких «университетских лабораторий» по несколько тысяч человек в каждой, без преподавания и с постоянным финансированием из госбюджета насчитывается немало, например, APL – Лаборатория прикладной физики при университете Хопкинса и т.д.

Но не только эти лаборатории являют собой аналог РАН. Правительство США щедро финансирует огромные государственные научные центры NASA, медицинско-биологические центры NIH и ядерно-энергетические центры DOE. Именно там, в центрах академического типа, работают сотни тысяч ученых, которые и создают нынешний и будущий научно-технический потенциал США. Вклад профессоров обычных университетов в этот процесс не является определяющим. Так что, основной посыл Ливановской «реформы РАН» является совершенно неверным.

Если хотите поднять уровень науки в российских университетах, то не надо рубить сильного, а надо присоединить к нему слабого. Советую вывести из-под начала Министерства образования и науки все университеты и ВАК. Оставьте реформатору Ливанову средние школы и ЕГЭ. А университетскую науку и защиту диссертаций поставьте под контроль РАН – и это будет наилучшим решением для нынешнего плачевного состояния высшего образования, в которое его ввергло министерство Ливанова.


Горькавый Николай Николаевич,
доктор физико-математических наук,
лауреат Государственной премии СССР,
научный сотрудник Академии наук СССР в 1981-1991 гг.
Tags: Горькавый, РАН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments