?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Горькавый про РАН
a_i_v_a_r
Оригинал взят у don_beaver в Письмо к депутатам Государственной Думы
Призываю всех честных депутатов Государственной Думы, которым дорога Россия как великое государство, проголосовать 3 июля против закона, направленного на разграбление и развал самой дееспособной и сильной части российской науки – Академии наук.

«Что тут обсуждать?» - говорит о разгоне РАН министр Ливанов, опираясь на поддержку премьер-министра Медведева. Обсуждать тут есть что. Академия наук – организация, которая за триста лет своего существования обеспечила СССР и России статус великой научной державы. Благодаря Академии наук, СССР сумел запустить космический спутник раньше всех, создал первый в мире лазер и токамак. Оценить научный потенциал этой организации, а тем более разработать меры по его повышению, отдельно взятые кандидат наук Медведев и доктор наук Ливанов никак не могут. Это как если бы паренек, умеющий одним пальцем набивать на рояле «чижика-пыжика», пришел бы в консерваторию и начал поучать жизни лауреатов конкурса имени Чайковского. Это непрофессионально и просто смешно. Поэтому без широкого обсуждения с научной общественностью, которая заинтересована в реформе РАН больше других, никаких решений по РАН принимать нельзя. Если есть какие-то проблемы в РАН, то надо их решать, а не использовать в качестве повода для разгона. Ведь Министерство обороны не разогнали из-за того, что сам министр проворовался?

Министр Ливанов, разрушая российскую Академию наук, кивает на западные университеты, где якобы делается основная наука. Это показывает его полное непонимание функционирования как западной науки, так и науки вобще. Преподаватель университета – это, как правило, на три четверти ставки преподаватель, и только на четверть ставки - учёный. Основная наука в любой стране делается людьми, работающими в своей области полный рабочий день. Например, США имеет сеть научных профессиональных центров, которая является полным аналогом РАН, только называется она не так. Часть этих центров формально относятся к университетам, но никакого преподавания там не ведется. Например, JPL – Лаборатория реактивного движения при Калифорнийском технологическом университете. Лаборатория с пятью тысячами сотрудников полностью и постоянно финансируется НАСА, которая отдала JPL все программы исследования Марса и планет. В США таких «университетских лабораторий» по несколько тысяч человек в каждой, без преподавания и с постоянным финансированием из госбюджета насчитывается немало, например, APL – Лаборатория прикладной физики при университете Хопкинса и т.д.

Но не только эти лаборатории являют собой аналог РАН. Правительство США щедро финансирует огромные государственные научные центры NASA, медицинско-биологические центры NIH и ядерно-энергетические центры DOE. Именно там, в центрах академического типа, работают сотни тысяч ученых, которые и создают нынешний и будущий научно-технический потенциал США. Вклад профессоров обычных университетов в этот процесс не является определяющим. Так что, основной посыл Ливановской «реформы РАН» является совершенно неверным.

Если хотите поднять уровень науки в российских университетах, то не надо рубить сильного, а надо присоединить к нему слабого. Советую вывести из-под начала Министерства образования и науки все университеты и ВАК. Оставьте реформатору Ливанову средние школы и ЕГЭ. А университетскую науку и защиту диссертаций поставьте под контроль РАН – и это будет наилучшим решением для нынешнего плачевного состояния высшего образования, в которое его ввергло министерство Ливанова.


Горькавый Николай Николаевич,
доктор физико-математических наук,
лауреат Государственной премии СССР,
научный сотрудник Академии наук СССР в 1981-1991 гг.


  • 1
Айвар, ты подписал письмо?)

упс, был уверен, что сохранил *только для себя*

(Deleted comment)
не знаю, Саш, я себе оставил для сведения

последний бастион науки падет...
Хотя как посмотреть, если РАН это сборище академиков дискутирующих о новых открытиях бла-бла-бла... Но может она и не нужна. Развивать нужно реально действующие НИИ, которые могут и НЕ входить в РАН. Все это демагогия, игра терминами. У нас в стране и так дохрена разного рода "Академиков". МАРЭ - как пример.

Так получилось, что лет 25 назад работал я в Институте медико-биологических проблем. На тот момент, по оценке заведующего одного из подразделений отдела по подготовке и реабилитации космонавтов (руководитель-Ю.А.Сенкевич)наши работы опережали американские лет на 20. Подразделение было супер секретное, а потом в ПЕРЕСТРОЙКУ по телику показали как по ИМБП водят делегации из западных стран. Потом пришли эффективные менеджеры и всё пошло прахом. Мучает вопрос: как получилось, что враги народа и государства встали у руля, штурвала и кормила?

Самое страшное, что случилось, это подмена понятий: всеобщую равную ДОСТУПНОСТЬ образования подменили всеобщей ОБЯЗАННОСТЬЮ учиться. Теперь что бы все "успешно" закончили школу приходится равняться на худших. Исчезло понятие СОЦИАЛИЗАЦИЯ - некоторые "МЫСЛИТЕЛИ" не "любят" этот термин, видимо мечтают вывести новую породу людей, где каждый с пелёнок уже потенциальный кандидат философских наук. А что делать тем, кто по социальным, биологическим, психическим и т.д. причинам не может освоить курс средней школы, например? Ответ "реформаторов" : идти на платную форму обучения. Так профанируется и дискредитируется сама идея обучения и высшего образования в частности.

  • 1